"Приморские тепловые сети" 17 февраля  отмечает юбилей старейшей на Дальнем Востоке действующей электростанции – Владивостокской ТЭЦ-1. Ровно 100 лет назад в феврале 1912 года во Владивостоке была введена в эксплуатацию первая электростанция общего пользования, получившая имя  ВГЭС №1. Станция стала родоначальницей "большой" энергетики в Приморском крае, сообщил РИА PrimaMedia пресс-секретарь филиала "Приморские тепловые сети" ОАО "ДГК" Субботин Алексей.

 

Для жителей Владивостока включение в работу станции стало долгожданны событием, ознаменовавшим начало эры электричества в Приморье. Первые проекты электростанции, способной обеспечить электроэнергией стремительно растущий Владивосток и всех его жителей,  были представлены на рассмотрение городской управы Владивостока еще в 1901 году.


В октябре 1901 г. торговый дом "Кромптон и Швабе" предложил городскому управлению устройство на концессионных началах электрического освещения и трамвая. Обеспечить их энергией должна была  городская электростанция, место под которую первоначально было выбрано в районе Первой Речки. Трамвайное депо планировалось разместить в Жариковском овраге.


Городская дума избрала особую комиссию, которая совместно со специалистами должна была разработать  технические проекты, а также проекты технических условий, договоров и условий концессии. Для  уточнения стоимости электрических сооружений были сделаны запросы в Санкт-Петербург, Екатеринослав, Севастополь, Елисаветград, Варшаву, Пермь, Ригу, Киев, Хокодате.


За образец была взята Пермская городская электрическая станция. Однако рассмотрение проектов электрификации города и изыскание средств на строительство городских электрических сооружений затянулось на долгие 9 лет.


17 октября 1910 года техническо-строительная комиссия доложила городской думе о рассмотрении проекта городской электрической станции, разработанного по ее поручению инженером С.К. Токаржевским. 16 февраля 1911 г. проект станции рассмотрен и одобрен экспертами: инженером-механиком И.В. Столяровым, инженером-электриком Г.Э. Штейнбергом и инспектором телефонной сети Коваленко.
Окончательно для строительства станции было выбрано место около Безымянной батареи на улице Тюремной (нынешняя ул. Западная), а вагонное депо в Гнилом углу (площадь Луговая).


Договор на строительство электростанции был заключен с Владивостокским отделением русского общества "Всеобщая компания электричества" 5 марта 1911 года. Согласно проекту Токаржевского на станции, чья мощность составила 1350 кВт, были установлены два водотрубных паровых котла системы "Бобкок и Вилькокс", два турбогенератора трехфазного тока. Мощность одного турбогенератора составляла 675 кВт, скорость 3000 об/мин, напряжение - 2200 В. Топливом для будущей станции должен был стать уголь Сучанского рудника.


К ноябрю 1911 года здание электростанции было завершено, в декабре того же года в присутствии комиссии техническо-строительного отдела городской управы были проведены испытания котлов "Бобкок и Вилькокс". Испытания оборудования электрической станции и электрических сетей города были завершены к февралю 1912 года. А уже 18 февраля 1912 года Владивостокская городская электрическая станция общего пользования (ВГЭС №1) была пущена в постоянную эксплуатацию.


В первый же год эксплуатации станции выяснилось, насколько велик во Владивостоке спрос на электрическую энергию. К 20 июня 1912 года  станция обеспечивала энергией 1785 абонентов Владивостока, 1200 уличных фонарей и 61 мотор.
К концу года станция была так загружена, что котлы и машины работали без резерва и часто при значительной перегрузке. За период с 1 июля 1912 г. по июль 1913 г. нагрузка станции увеличилась с 800 до 1450 кВт. В 1913 г. на ВГЭС №1 установлен третий, более мощный котел, а городской управой поставлен вопрос о расширении городской электрической станции.
План расширения станции был рассчитан городской управой на 2 очереди – в 1914 году и 1917 году.  Однако начавшаяся Первая мировая война, революция и Гражданская война помешали осуществлению этих планов.


Отсутствие у городских властей достаточных средств и энергии для проведения надлежащего ремонта и дооборудования станции, частая смена лиц, ведавших электростанцией и электрическим хозяйством города привели к тому, что к 1920 году станция оказалась в состоянии близком к катастрофическому.
Новая советская власть энергично взялась за приведение станции в надлежащий вид. В 1922 г. ВГЭС № 1 передана в ведение Комхоза. Под руководством Виктора Шугаевского, ставшего заведующим отделом предприятий общего пользования Комхоза, произведен капитальный ремонт всех котлов и паротурбин, а также повышение мощности станции до 2 775 кВт/ч.


Благодаря принятым мерам по улучшению состояния станции, снижению себестоимости, а за ней и тарифа на электроэнергию, количество потребителей станции стало быстро возрастать и к ноябрю 1923 г. достигло 4,5 тысячи абонентов.
Бурный рост Владивостока, а также реализация планов ГОЭЛРО заставили заняться расширением  электрической станции. В 1927-28 гг., а затем в 1930-1932 гг. на ней были проведены работы по демонтажу старого и установке нового оборудования. В 1933 г. станция закончила свою реконструкцию и достигла мощности 11 000 кВт.


В этот период ВГРЭС №1 стала производственной базой для будущих инженеров энергетических специальностей – студентов Дальневосточного политехнического института. Из многих студентов и молодых специалистов – инженеров и техников, прошедших работу на ВГРЭС № 1 в 30-40-е гг., выросли высококвалифицированные специалисты и руководители. Это будущие управляющие РЭУ "Дальэнерго" Михаил Козик и Валентин Клепов; директор Партизанской ГРЭС и  Владивостокской ТЭЦ-2 Виктор Козлов; главный инженер Партизанской ГРЭС и Владивостокской ТЭЦ-2 Владимир Бокарев; директор Артемовской ГРЭС Николай Клименко. Большинство будущих начальников цехов Артемовской и Партизанской ГРЭС предварительно работали на ВГРЭС №1.


В послевоенные годы перед коллективом станции встала новая задача: перевести ее из чисто электрической станции в теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) для централизованного теплоснабжения Владивостока. К началу 60-х гг. с ростом темпов строительства назрела острая необходимость  централизации теплоснабжения города. В 1958 г. на базе ВГЭС №1 создан теплофикационный участок, положивший начало централизованного теплоснабжения потребителей Владивостока.


В 1983-1984 гг. на ВТЭЦ-1 была проведена масштабная реконструкция: котлы были переведены с угля на сжигание мазута.  В начале 90-х гг. в ближайших к ВТЭЦ-1  районах города возник дефицит тепла, поэтому руководство ВТЭЦ-1 приступило к новому расширению станции. В 1996 г. оборудование ВТЭЦ-1 пополнилось водогрейным котлом КВГМ-100, а в 2002 г. еще одним котлом  КВГМ-100.


18 декабря 2008 г. на территории ВТЭЦ-1 произведен пуск первых на Дальнем Востоке мобильных газотурбинных  электростанций (МГТЭС) Mobile Pac мощностью 45 МВт. Мобильные электростанции являются временным источником электрической энергии и предназначены для обеспечения устойчивой работы энергосистемы Владивостока в часы утреннего и вечернего максимумов нагрузки.


В 2010-2011 году на ВТЭЦ-1 проведены масштабные работы по переводу теплоисточника на газ начались. За это время были модернизированы пять котлоагрегатов ВТЭЦ-1, установлена автоматизированная система управления их работой, построены газораспределительный пункт, а также наружный и внутренний газопровод, подающие голубое топливо в котлы. С 6 января 2012 г. ВТЭЦ-1 полностью перешла на сжигание природного газа. Свой 100-летний юбилей станция встречает обновленной, готовой и дальше нести людям тепло и свет.


http://primamedia.ru